1. Об институте
  2. Новости
  3. Новости
  4. Скоро Уфа примет V международную научно-практическую конференцию по офтальмохирургии «Восток-Запад». ОЧЕВИДНОЕ-ВЕРОЯТНОЕ. Панорама Башкортостан. №1. Февраль.2014

Скоро Уфа примет V международную научно-практическую конференцию по офтальмохирургии «Восток-Запад». ОЧЕВИДНОЕ-ВЕРОЯТНОЕ. Панорама Башкортостан. №1. Февраль.2014

5c8e6c168e4f0c21eef9afe5bc2b1b5c.jpg
d1d2b40a09b71934b9e41ada0ac88397.jpg
7a383528b2e331275b816578379aa5b9.jpg
1080a8dc548c4a15bacb55cdb7f5b89d.jpg
8e281ec0a70fa4311f6dabd0e037df2f.jpg
8113293927f3a228eb0f61059ddc407a.jpg
e319fba928b6cdc2658a3b4e6f93e3b5.jpg
8fc496e99d1c4d5ccaf9856e6aaae7ab.jpg
6 марта 2014, Четверг 00:00 Просмотров: 714

Рисунок (167).jpgСкоро Уфа примет V международную научно-практическую конференцию по офтальмохирургии «Восток-Запад», ставшую одной из солидных площадок для обмена опытом в данной сфере. Более 700 офтальмологов, среди них ведущие ученые из разных стран мира, ежегодно посещают наш НИИ глазных болезней и дают высокую оценку его деятельности как в решении социальнозначимых задач сбережения здоровья нации, так и в развитии прикладной и фундаментальной науки. Если вспомнить, что всего восемь лет назад институт был на грани закрытия, то прорыв его коллектива трудно укладывается в самые смелые схемы. То, что НИИ спасли как важную для РБ и уральского региона научную структуру, как зеницу ока сберегли его для тысяч нуждающихся в высококвалифицированной помощи сограждан— теперь очевидно. Какова же была доля вероятности в успехе взятого курса на инновации? В связи с профессиональным праздником научного сообщества России об этом и многом другом рассказывает директор Государственного бюджетного учреждения «Уфимский научно-исследовательский институт глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан» доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ и РБ, главный офтальмолог Минздрава РБ профессор Мухаррам БИКБОВ.

ОЧЕВИДНОЕ - ВЕРОЯТНОЕ

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ НИ ОДИН КЛЮЧЕВОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ПРОБЛЕМАМ ОФТАЛЬМОЛОГИИ НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ УЧАСТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НИИ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ АКАДЕМИИ НАУК  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 
1.jpg

- В 2006 году НИИ грозила участь остаться рядовой клиникой. А был ли потенциал для столь решительной пере­стройки научно-практической деятельности, Мухаррам Мухтарамович?

- Мировая практика показала: в любом деле надо во все глаза смо­треть за линию горизонта, продви­гать научные разработки, думать на семь ходов вперед и давать специалистам возможность реали­зовать себя. К тому времени наш институт имел достаточный авто­ритет в России, сотрудники НИИ верой и правдой служили на ниве здравоохранения, но перспективы как для врачей-офтальмологов, так и для пациентов с проблемами зрения слабели год от года. Много ли проку от хорошего доктора, если он не растет профессионально, не использует новые методики, имеет нищенскую зарплату, а клиника -допотопное оборудование?

В 2006-м нам удалось отстоять право на существование институ­та. А далее пришлось доказывать, на что способен коллектив. Были предприняты кардинальные изме­нения в структуре и объеме работ. Система работы НИИ выведена на принципиально новый уровень, появилась возможность выйти на плодотворные контакты с учены­ми мировой величины, вступить в партнерство с ведущими произ­водителями оборудования, раз­работчиками препаратов, сделать нашу клинику одной из наиболее технически оснащенных в РБ и РФ. Но главное, на чем держится институт, - специалисты. Они на­стоящие патриоты, талантливые ученые и замечательные практики. Нам дали шанс, мы его использова­ли и выстояли.

- У каждого коллектива есть свой«конек», который и соз­дает известность, работает на имидж учреждения.

- В настоящее время наш НИИ является центром высоких офталь­мологических технологий, крупным многопрофильным учреждением, где сплав науки и практики, высо­кая квалификация кадров и уни­кальное оборудование, каким рас­полагают лучшие клиники мира, обеспечивают результативную работу во всем спектре заболе­ваний глаз. В этом его социальная значимость и научное достояние на уровне России. 
Наш первый «конек» - катарак­та. Казалось бы, проблем для лече­ния это распространенное заболевание не представляет. Но только в РФ в нем нуждаются сегодня бо­лее двух миллионов человек, в РБ - свыше 100 тысяч. 
Даже в экономически развитах регионах страны существуют мно­голетние очереди на проведение бесплатного офтальмологическо­го обслуживания. Мы выполняем более 12 тысяч операций на катаракте ежегодно (для сравнения: в 2006-м делали всего 1 тысячу). То есть подняли производительность труда только по этой позиции в 12 раз и стали единственным институ­том в нашем регионе, поддержи­вающим международный стандарт в данном направлении. 

2.jpg

Второе наше существенное пре­имущество - высокоразвитая витреоретинальная хирургия. В 2006 году только 400 больным с сахар­ным диабетом, при котором в боль­шинстве случаев грозит необрати­мая слепота, мы спасли зрение. С открытием нового отделения ежегодно более 4000 человек практи­чески обретают вторую жизнь по­сле витреоретинальной операции.

В уставе НИИ закреплена обяза­тельная научная деятельность, и в последние пять лет наш коллектив зарекомендовал себя наилучшим образом на российском и мировом уровне. К нам едут учиться, ведущие разработчики доверяют опробование новых методик, на­ших врачей приглашают выступать с докладами на престижных меж­дународных научных конгрессах, симпозиумах, стажироваться и ра­ботать за рубежом. По межотрас­левой программе Уфа принимает больных со всей России для лече­ния заболеваний роговицы по на­шей принципиально новой и очень эффективной методике.

Офтальмология – аппаратоемкая отрасль медицины. Лазерное оборудование, комбисистемы мы приобрели первыми среди бюджет­ных лечебных учреждений России. По мнению гостей прошлогоднего форума «Восток-Запад», уфимский НИИ - наиболее оснащенная клиника страны. Анализ отзывов на сайтах подтверждает: вектор доверия специалистам многих на­правлений офтальмологии направ­лен на наш институт. Это и есть, пожалуй, самый главный наш «ко­нек». 
- МухаррамМухтарамович, науке известны факты, когда ученые одновременно делают открытие в какой-то области и потом долгооспаривают приоритет...

- Да, гениальная идея часто при­ходит в светлые головы разных людей, и, к счастью, уфимских вра­чей тоже. Мы столкнулись с таким научным феноменом: сработали практически параллельно с Грегором Валенсаком из Германии - ав­тором методики лечения роговицы, основанной на изменении струк­туры клеток и имеющей огромные перспективы. его концепция успеш­но вписывается в нашу. Теперь мы коллеги, издаем совместные книги. На общей научной стезе мы за­крепили партнерство с мировым светилом витреоретинальной хи­рургии Ингрид Крейсиг. С группой ведущих специалистов «королева-мать» офтальмологии не раз быва­ла в нашем НИИ и включала уфим­ских докторов в проведение курсов обучения. У нас учатся на равных, и это свидетельствует о признании профессионализма коллектива.

3.jpg4.jpg5.jpg

- Сейчас в российской на­уке подули грозные ветры: устраиваются проверки тру­дов, чистки рядов«остепе­ненных», идет борьба с плаги­атом. Вы не боитесь за своих подчиненных?

- Ничуть! Нашего коллектива эти «черви сомнений» не касают­ся, не было ни одного случая от­каза в защите диссертаций. На базе института создано научно-образовательное отделение, есть ординатура, аспирантура. Сотруд­ники признаются, что у нас все так поставлено, что просто невозмож­но не расти, не писать диссерта­ции. У нас рядовые врачи успешно защищаются, потому что каждая работа оригинальна, выношена годами плодотворной практики. Кстати, к нам часто из столичных клиник приезжают и порой очень расторопно «подхватывают» нара­ботки моих молодых коллег.

Уфимская ментальность в этом плане и радует, и огорчает, если ис­пользуют наши идеи, значит, они стоящие. В конкурентной среде закон такой: не зевай, шевелись. Научные степени придут, был бы подход основательным, с фунда­ментальными аспектами.

- Вероятно, сегодня моло­дые сотрудники НИИ глазных болезней уже не представля­ют, как можно писать научные труды и при этом считать ко­пейки до зарплаты...

- Со сменой экономической мо­дели работы института мы резко сократили бюрократическую про­слойку и передали ставки науч­ным сотрудникам. Объем средств, поступающих по линии Академии наук РБ, составляет около пяти процентов обязательного финан­сирования. Остальное мы зараба­тываем сами с помощью контрак­тов. Например, мы разработали методику и оборудование для ле­чения роговицы, на которые есть устойчивый спрос в клиниках России. Наш принцип: получать средства не с пациентов, а за счет интеллектуальной деятельности. Академия наук РБ осуществляет методическое руководство, пре­доставила стартовый капитал, а наша задача - обеспечивать до­стойные условия специалистам, мотивируя коллектив к поиску инновационных методов лечения, к развитию и внедрению научных разработок. Эксплуатировать эн­тузиазм людей, заставлять их ра­ботать с полной самоотдачей ради идеи - непродуктивный метод.

В институте снята уравниловка в оплате труда, четко отлажена си­стема стимулирования. За каждую операцию хирург, к примеру, полу­чает баллы, а это плюс к зарпла­те. Оснащенность лечебной базы НИИ позволяет талантливым вра­чам работать в десять раз опера­тивнее, результативно заниматься научными поисками.

- На днях исполнилось 75 лет аксакалу башкирской офталь­мологии академику Азнабаеву, четверть века руководившему Уфимским НИИ глазных болез­ней.

- Безгранична признательность Марату Талгатовичу всего наше­го коллектива, светил российской офтальмологии и тысяч пациентов НИИ. В свое время он совершил по­истине научный подвиг, взял высо­чайший рубеж в практике. Внедре­ние им операций по микрохирургии глаза создало славу институту. По аналогии со Святославом Федоро­вым он сделал доступными новей­шие на тот момент методы спасе­ния зрения жителям башкирской глубинки, заложив лечебную базу в районах республики. Они и сейчас действуют в Малоязе, Белорецке, Октябрьском.

Труды Марата Талгатовича были одними из приоритетных в России. Как основатель школы детских офтальмологов он первым в СССР начал оперировать грудничков. Лично мне судьба подарила за­мечательного учителя, который и сегодня продолжает помогать род­ному НИИ в качестве главного научного консультанта.

- Однажды в Башкирском театре оперы и балета моим соседом по ряду оказался мужчина-сельчанин лет 70-ти. Как только раскрылся занавес, он разрыдался и долго не мог унять слез. После спектакля извинился и пояснил, что пять лет назад почти ослеп, пере­стал ходить, сел возле дома на завалинку и стал ждать смерти. Но дети настояли на поездке в Уфимский НИИ, где его приняли на операцию по по­воду катаракты. Счастливый прозревший дедушка, прежде чем уехать к себе в Оренбур­жье, попросил сводить его на балет. В жизни не встречала человека, так светившегося от радости...

6.jpg

- А у нас в институте подобные сцены разыгрываются ежедневно. Это, наверное, и есть самая вы­сокая оценка нашего труда, и мы радуемся вместе с людьми, кото­рым смогли вернуть визуальный контакт с миром. Помню я этого дедушку, он нам потом в гостинец веники чилижные присылал, сам вязал. Дети говорят, до сих пор в своей деревни «читает лекции» по микрохирургии глаза и башкирско­му балету. Будь здоров, отец! 

Беседовала Галина САЛИХОВА. Фото Александры ВИТКОВСКОЙ.